Музей истории школы

История школы №80

26 мая 1899 года исполнилось 100 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Комиссия по народному образованию в конце 1898 года подняла перед городской думой вопрос о необходимости создания памятника, который должен служить не только украшением городу, но и «удовлетворять одной из насущных потребностей обывателей.» Таким памятником и стал Училищный дом имени А. С. Пушкина.

Для постройки был утверждён участок городской земли по Большой Ружейной (Мира) улице 14. Открытие Училищного дома состоялось в 1907 году.

Здание отвечало структуре школы и состояло из двух частей, и архитектурно оформленных как бы двумя надстройками над более низкой частью. В правом крыле, где было больше классных помещений, обучались мальчики, в левом – девочки, и были разные парадные входы. Вместе собирались в большом отделанном дубом зале в торжественные дни и на молебен.

Городское Училище имени Пушкина было трехклассным, в отличие от обычных в то время двухклассных начальных школ. Было оно выше начальных школ и по своей программе, в нем с самого начала работали учителя преимущественно с высшим образованием.

Большой светлый Училищный дом на Ружейной улице знал весь район и называли его много лет по традиции Пушкинской школой. Чтили имя Пушкина, его память, и эта традиция перешла потом советской школе.


Поиски и становление

После революции школа стала называться Единой трудовой школой №5, а с 1923г получила номер 180. Срок обучения в ней был 5 лет. Классы назывались буквами алфавита: младшим был класс А, старшим - Д.

Начало двадцатых годов было бурным и трудным временем. Закончилась гражданская война. Надо было восстанавливать разрушенное, ломать отжившее, строить новую, доселе невиданную жизнь. Всё это не могло не отразиться на школе. Школа должна была растить и формировать человека нового общества, потому воспитательная работа приобретала особое значение.

Во главе педагогического коллектива стояла Александра Федоровна Докучаева, которая была заведующей ещё до революции.

Педагогический коллектив школы был неоднородным. Были люди, настроенные скептически ко всяким новшествам.

В 1925г заведовать школой стала Мария Алексеевна Митропольская. Ее умелое руководство сыграло большую роль в становлении 180й школы, в том, что в будущем эта школа превратилась в лучшую в республике, стала своеобразным эталоном новых педагогических методов.

В 1927г школа, к этому времени уже превратившаяся в семилетнюю, получила название 180-й фабрично-заводской и стала цехом завода «Электрик». Школа переживала то, что позже стало называться политехнизацией школ. Были оборудованы прекрасные мастерские – механические, столярная, слесарная.

Мария Алексеевна Митропольская

Десятилетие расцвета (1931-1941г)

Рубеж 30-х годов завершил становление 180-й школы и во многом явился переломным. Прежде всего – переломным для советской школы вообще. В 1931г вышло в свет постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе».

В том же 1931г заведовать школой стала Мария Яковлевна Перкина, окончившая Ленинградский Университет и работавшая до этого в школе учительницей обществоведения и пионервожатой.

В 1931г был введен статус образцовых школ, подчеркивавший значение углубленной работы по коммунистическому воспитанию, педагогической, антирелигиозной, интернациональной работы, ответственности каждого педагога за свой раздел в работе группы., кабинета. В 1932г 180-я школа в числе десяти ленинградских школ получает почетное наименование образцовой.

В 1931г был введен статус образцовых школ, подчеркивавший значение углубленной работы по коммунистическому воспитанию, педагогической, антирелигиозной, интернациональной работы, ответственности каждого педагога за свой раздел в работе группы., кабинета. В 1932г 180-я школа в числе десяти ленинградских школ получает почетное наименование образцовой.

В 1931г в школе был введен 8-й класс, в 1932г – девятый, а в 1935 году состоялся первый выпуск 10-го класса.

21 октября 1932 года был проведен всероссийский конкурс на лучшую образцовую школу республики.

В конкурсе участвовало 690 школ. По условиям конкурса городской школе должно было присуждаться одно переходящее красное знамя Республиканского комитета.

Итоги конкурса были подведены постановлением жюри от 15 февраля 1935 года.

Мария Яковлевна Перкина
1933 год - победа во всероссийском конкурсе

Согласно постановлению жюри красное знамя и единственную первую премию среди городских школ получила 1-я образцовая школа.

Красное знамя было торжественно вручено школе на общегородском учительском вечере в филармонии 6 мая 1935года. Марии Яковлевне Перкиной была предоставлена заграничная командировка – в Париж и Лондон – для ознакомления с постановкой школьного дела.

5 февраля 1935 года в школе впервые состоялся организованный по предложению М.Я. Перкиной вечер выпускников. Это был один из последних дней студенческих каникул. С тех пор подобные вечера стали постепенно традицией не только нашей школы, не только школ города вообще, но и других учебных заведений.

Общественная работа была массовой и формы ее были приспособлены для разных возрастов. Самоуправление было детищем Марии Яковлевны, ее педагогического таланта. Учком и комитет комсомола могли проявлять самостоятельность в решении важных вопросов школьной жизни.

В 1939 году школа перестала называться образцовой, так как были упразднены образцовые школы вообще – считалось, что в этом миновала необходимость, и школа получила порядковый номер 67.

16 июня 1941г состоялся седьмой выпуск десятых классов школы – окончили 3 десятых класса. А меньше, чем через неделю началась Великая Отечественная война.

Подготавливали срочную эвакуацию из города младших классов. Вскоре, в начале июля, дети с группой учителей и вожатыми старшеклассниками были эвакуированы на станцию Хвойная Боровического района. М.Я.Перкина была ответственной за эвакуацию детских учреждений Петроградского района. В середине сентября школа была превращена в госпиталь.

Осенью 1941 года все же начались занятия – оставалась группа ребят, которые хотели закончить десятый класс.

Мария Яковлевна добилась перевода оставшихся учеников на котловое питание, только благодаря этому они смогли окончить школу. Программы по математике, литературе, немецкому языку, физике и истории прошли полностью, вначале июля были сданы все экзамены. 17 июля 1942 года ребята получили аттестаты.

Школа была вновь открыта в помещении по улице Мира только в 1945 г.

1927-1930 г. – профсоюзная и комсомольская работа

Школа в годы войны

Занятия проводились до января 1942 года, тогда школа была закрыта из-за отсутствия воды и света. В начале мая 1942 года занятия возобновились, хотя к тому времени осталось только семь учеников, решивших обязательно закончить школу. 17 июля 1942 года ребята получили аттестаты, Лина Якобсон получила золотой аттестат. Лина Якобсон (Морозенская) окончила во время войны военно-морскую академию связи и до конца войны была связисткой на Ленинградском фронте.


Защитники фронтов

Славные страницы в истории нашей школы вписали её выпускники на полях сражений Великой отечественной Войны.

Например, во время битвы под Москвой, в районе шоссе Клин-Волокаламск, старшина Рем Жуков, возглавляя разведку, проник в глубину обороны противника, взял трёх пленных и, получив ценные сведения, вернулся в расположения своих войск. А было старшине тогда всего 17 лет, и он даже не думал о том, что спустя три с половиной года пронесёт знамя Краснознамённого Балтийского флота по Красной площади на историческом параде Победы.

В боях под Москвой участвовал так же его товарищ – Владимир Ахутин. Оба они были тогда ранены. Владимир Ахутин служил в морской пехоте и был награждён орденом Красной Звезды. Под Калининым погиб в те дни командир установки гвардейских миномётов Борис Смирнов.

На фронте Алексей Бобров – с первых дней войны и до победного звонка. Полевая почта приносила в блокадный город родным его искренние строчки – например вот эти, посвящённые Ленинграду:

"Ты далеко, но я душой с тобою.

Ты дорог мне, как Родина, как мать.

Вот потому иду от боя к бою –

Не жалко жизни за тебя отдать…"

Алексей Бобров

Рейхстаг за 90 минут до 1 мая. Вся группа была представлена к званию героев советского союза, но получили они только ордена боевого красного знамени. Алексей Бобров участвовал не только в штурме Берлина, но и в обороне Москвы. Свой боевой путь он прошёл от Москвы (1941год) до Берлина (1945 год).


Первые послевоенные годы

Летом 1945 года на улице Мира 14 вновь открылась 67-я женская школа. Директором школы по предложению Марии Яковлевны Перкиной (она была зав. Петроградским РОНО) была назначена Анна Григорьевна Файнштейн – опытный педагог, умный, добрый, высокообразованный человек, очень преданный делу.

Возвращались из эвакуации и приходили из других школ ученики, среди них многие учились в этой школе и до войны.

К 1-му сентября 1945 года классы и кабинеты были приведены в порядок, почти все окна были застеклены, вымыты и натерты, парты, хоть и старые, но все были отремонтированы. Школа начала учебный год, это было большим праздником.

Зарождались и новые традиции – например, проводы учащихся 10-го класса, то, что потом стало называться «Последний звонок». Впервые это событие произошло в 67-й школе весной 1948 года, когда окончил 10-й класс первый послевоенный выпуск. В следующем году торжество повторилось, а потом этот обычай переняли и другие школы.

В 1956 году школа была временно закрыта. Здание на улице Мира 14 заняли под школу-интернат, хотя оно для этого не подходило, а 67-я школа была переселена на улицу проф.Попова в новое здание (которое, кстати, строилось специально под интернат.)

В последующие несколько лет интерес к истории школы, к ее традициям был фактически утрачен, и его возрождение относится к середине шестидесятых годов – благодаря деятельности учрежденного Совета ветеранов школы, с одной стороны, и интереса к школе Музея истории города, с другой стороны, поскольку история этой необычной школы стала частью истории нашего города.


Деятельность совета ветеранов школы

В 1965 году, в день двадцатилетия победы над фашизмом бывшие ученики 1-й Образцовой школы пришли к зданию школы на улице Мира, чтобы побыть вместе и вспомнить погибших учителей и товарищей. Здесь же в этот день 9 мая 1965г ветераны написали письмо в партийную организацию школы 80, занимавшей с осени 1964г это здание. В письме содержалось предложение создать в школе музей и собрать в нем материалы об учителях и учениках довоенного периода.

5 февраля 1966г был проведен вечер встречи бывших учеников школы и учителей, на котором присутствовало более 500 человек.

Об этом вечере был снят фильм, показанный потом по ленинградскому телевидению.


Работы учеников школы

Рождение Школы
История нашей школы в период со дня образования до наших дней
Traditions of shcool
Блокада в моей памяти
Экспонаты заговорили